Императорский фарфоровый завод

Императорский фарфоровый завод поистине можно назвать легендой мировой истории фарфорового производства. Он является одним из крупнейших и древнейших фарфоровых предприятий не только в России, но и в Европе. И сегодня на нем до сих пор бережно хранят традиции и технологии изготовления классического фарфора, за которые так ценят его продукцию.

Предыдущие названия завода

  • 1744 - 1765 гг. - Порцелиновая мануфактура
  • 1765 - 1917 гг. - Императорский фарфоровый завод
  • 1917 - 1925 гг. - Государственный фарфоровый завод
  • 1925 - 2005 гг. - Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова (ЛФЗ).

C 2005 г. продукция выпускается под брендом «Императорский фарфор».

История царского периода в жизни завода

Свои появлением завод обязан дочери Петра I Елизавете. Именно по ее инициативе в 1744 г. было основано первое на тот момент в России и третье по всей Европе фарфоровое предприятие.

История завода тесно связана с жизнью и научной деятельностью известного ученого Д.И. Виноградова. Данному деятелю удалось в его стенах открыть секрет производства фарфора, который по праву заслужил название «белое золото». Даже современный фарфор, при всей имеющейся базе научных исследований и достижениях высоких технологий, ничем не уступает ему по качеству.

Первое название завода - Невская порцелиновая мануфактура. Изначально она специализировалась на мелких очаровательных безделушках, например, табакерках, которые императрица преподносила в подарок в знак особого расположения своим приближенным или иностранным дипломатам. К 1756 г. производство разрослось благодаря тому, что Виноградов смог построить на заводе горн. Именно с его помощью личная императорская коллекция обогатилась сервизом «Собственный».

В 50-х годах ассортимент предприятия расширился фарфоровыми фигурками. На тот момент фарфоровые изделия считались предметами роскоши. Они носили исключительно декоративную функцию и содержались в специальных кладовых, как семейные реликвии.

Нужно сказать, что судьбу предприятия в то время напрямую определяло настроение и расположение царского двора.

Свой «императорский» статус вместе с новым названием завод приобрел в период правления Екатерины Великой. Императрица решила сделать фарфоровые изделия всеобщим достоянием, а не предметом, доступным кругу избранных. Этот период отмечен для завода творчеством французского скульптора Ж.Д. Рашета, которого Екатерина пригласила в качестве модельмейстера. Поэтому главным художественным направлением, господствовавшим на тот момент на заводе, был классицизм.

Золотой век для Императорского фарфорового завода пришелся на конец 18 столетия. Во многом - благодаря великолепным сервизам, изготовленным по спецзаказу Екатерины II - «Арабесковый», «Кабинетный», «Яхтинский» и др. Каждый такой набор насчитывал порядка 1000 предметов и был украшен росписью, которая олицетворяла величие и добродетель императрицы, а также отражала важные исторические события, пришедшиеся на период ее властвования.

Также в это время на заводе выпускались скульптуры, посвященные народам России, представителям различных петербургских профессий, вазы и т.д. Фарфор екатерининской эпохи ценился современниками как настоящие произведения искусства.

Сын великой императрицы Павел I также разделял страсть своей матери к фарфоровым изделиям и гордился основанным Екатериной предприятием, исправно обеспечивая его работой. Хотя фарфор павловского периода менее помпезен. Тогда же стали популярны сервизы на 2 персоны - так называемые дежене.

Во времена правления Павла руководство заводом осуществлял князь Юсупов, который был большим поклонником изящных искусств и прекрасно в них разбирался. Это также способствовало развитию завода.

Символично, что последний сервиз, выпущенный на Императорском фарфоровом заводе в 18 столетии, украшал стол Павла I в канун его смерти. Император заказал его специально для использования в новой царской резиденции - Михайловском замке, и был в восторге от результата.

Александр I поручил управление заводом графу Д. Гурьеву. Руководитель задумал глобальную реорганизацию предприятия, для чего не жалел ни сил, ни средств. Возглавил мероприятия профессор технологии Женевского ун-та Ф. Габбесен. Во главе скульптурной палаты был поставлен С.С. Пименов - профессор Академии художеств и талантливейший мастер. Из Севрской фарфоровой мануфактуры специально вызвали лучших специалистов, перед которыми была поставлена задача внедрить на предприятии стиль ампир.

В этот период на заводе был создан легендарный «Гурьевский» сервиз, посвященный победе в войне с Наполеоном. Данное произведение является наглядным примером того, как в фарфоровом производстве находили отражения великие исторические события и национальные традиции своего времени.

В этот же период на заводе была выпущена серия «военных» тарелок, на которой были продемонстрированы представители различных военных чинов во всевозможных мундирах.

Пользовалась популярностью и «императорская» тема - портреты известных персон и коронованных особ на изделиях фарфора.

Отдельно стоит сказать о вазах, которые выпускались на заводе с начала правления Александра I и до конца 60-х гг. 19 в. Они занимали особое место среди ассортимента продукции завода. Для их украшения чаще всего использовалась роспись золотом. Сюжеты для живописи выбирались в основном батальные и видовые. На втором месте в приоритете среди выпускаемой продукции завода были дворцовые сервизы и наборы. Так, за время правления Александра I и Николая I (с 1825 по 1855 гг.) практически все резиденции Петербурга обогатились собственным сервизом, каждый из которых является отражением определенного стилистического направления. Особого расцвета в этот период достигло так называемое русское направление. Его ярчайшими примерами являются сервиз, изготовленный по проектам Ф. Солнцева, археолога, специально для Большого Кремлевского дворца в Москве, а также сервиз Великого князя Константина Николаевича.

Творчество николаевской эпохи отличается особой виртуозностью техники росписи. Многие фарфоровые изделия украшались на удивление точными копиями произведений великих художников - Рафаэля, Корреджо, Леонардо да Винчи и т.д. Также была популярна портретная, миниатюрная, иконная живопись. В этот период продукция завода неоднократно удостаивалась высоких наград на различных выставках - в Париже, Вене, Лондоне.

Столетний юбилей Императорского фарфорового завода был отмечен открытием собственного музея предприятия. В основу его коллекции легли запасы из кладовых Зимнего дворца. Позднее, уже во времена правления Александра III, изделия начали дублировать - для музея и императорского двора.

Александр II был, пожалуй, первым императором со времен основания завода, который не слишком интересовался деятельностью предприятия. Поэтому к 70-м гг. 19 в объемы производства существенно сократились. Осталась лишь традиция изготавливать подарки для двора на Пасху и Рождество - ее завел еще Павел I. Все остальные немногочисленные изделия благополучно отправлялись в закрома царских кладовых. Декоративная часть также стала гораздо аскетичнее и в основном повторяла изделия старинного европейского и восточного керамического производства. Более того, предприятие было переведено в статус убыточных, и даже начались разговоры о необходимости его закрытия.

Новую жизнь в предприятие вдохнул Александр III. В его эпоху было проведено дополнительное бюджетирование и модернизация производства. Запустился проект по выпуску больших сервизов - «Коронационного», и еще одного, вдохновленного сланцами Рафаэля, украшающими папский дворец в Ватикане. Также получила развитие восточная и японская тематика, цветная глазурь и подглазурная роспись - т.е. все те художественные техники и стилистические направления, которым отдавал предпочтение сам Александр III и его супруга Мария Федоровна.

При Николае II завод достиг апогея своего развития. Научно-технический прогресс обеспечил его техническую базу, а традициями и набором декоративно-художественных техник, накопленными к тому времени, предприятие по праву могло гордиться. Деятельность завода курировала лично императрица Александра Федоровна. Она же сделала предприятию 2 крупных заказа - на изготовление сервизов «Александринский» и «Царскосельский». А сам император поручил заводу изготовить очередную серию военных тарелок с изображением военных чинов эпохи царствования Александра III, а также серию фигур «Народы России», которой были продолжены традиции Екатерины II с помощью фарфоровых изделий прославлять величие монаршей власти и национальные подвиги.

В начале ХХ века под влиянием художественного объединения «Мир искусства» на заводе укрепились традиции неоклассики.

Довоенный период

Новая эпоха в истории Императорского фарфорового завода началась после национализации в 1918 году. Народный комиссариат просвещения решил превратить императорский завод в «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения». Продукция завода должна была приобрести агитационный характер в рамках концепции ленинского плана пропаганды.

История агитационного фарфора - это один из интереснейших этапов развития не только фарфорового производства, но и декоративно-прикладного искусства в целом. Он - словно путеводитель по первым годам существования советской власти. В данном направлении искусства особенно себя проявили такие мастера, как С. Чехонин, А. Щекотихина-Потоцкая, Н. Данько, В. Кузнецов, М. Лебедева, М. Адамович и многие другие талантливые специалисты.

В 20-е гг. роскошные и филигранные изделия из белоснежного фарфора перешли из разряда предметов роскоши, доступных узкому кругу избранных, в массовый объект искусства, который нес в себе революционные идеи.

Параллельно с художественным фарфором на заводе также производились изделия химического и технического фарфора, оптическое стекло (именно в стенах завода оно было впервые добыто). В 1925 г. предприятие получило имя М.В. Ломоносова.

Именно здесь, на Ленинградском фарфоровом заводе, появилась первая в СССР художественная лаборатория, которую возглавил Н. Суетин. Ему удалось внедрить в производство новые художественные идеи, в которых концепция супрематизма и декоративизма, доставшегося в наследство от «Мира искусства», успешно комбинировалась с реалистическим изображением природного мира.

Свой уникальный узнаваемый стиль изделия Ленинградского фарфорового завода приобрели благодаря таланту и мастерству таких специалистов, как А. Воробьевский, И. Ризнич, М. Мох, Т. Безпалова, Л. Протопопова, Л. Блак, А. Яцкевич, С. Яковлева.

Послевоенное время

В 60-е гг. в искусстве вновь начали господствовать тенденции 20-х гг. Роскошь и помпезность сталинского ампира сменилась простотой белого фарфора, лаконичностью форм и объемов. Этот период отмечен творчеством таких мастеров, как Э. Криммер и А. Лепорская, В. Семенов и С. Яковлева, В. Городецкий.

Показали себя и выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной - С. Богданова, К. Косенкова, Н. Павлова, Н. Семенова, В. Жбанов, П. Веселов и др.

Наиболее громкими фамилиями в сфере декоративно-прикладного искусства на тот момент были Н. Славина и И. Олевская - авторы монументальных композиций из множества предметов.

Предприятие было модернизировано, внедрены новые технологии и оборудование, что позволило сделать ассортимент его продукции еще более разнообразным. Именно здесь впервые в нашей стране была апробирована технология производства костяного тонкостенного фарфора, за что рабочая группа предприятия получила Государственную премию СССР в области науки и техники.

В 70-е годы предприятие неоднократно принимало участие в различных выставках и конкурсах международного масштаба. А за особый вклад в развитие производства и международное сотрудничество завод в 1980 г. был удостоен одной из самых престижных мировых премий - «Золотой Меркурий».

Современный период

В своем современном творчестве завод сочетает старейшие традиции производства и инновационные техники и разработки, благодаря чему петербургская школа фарфора сохраняет свой уникальный стиль. Среди наиболее знаменитых мастеров современности можно отметить Т. Афанасьеву, Г. Шуляк, Н. Петрову, О. Матвееву, М. Сорокина, С. Соколова и многих других. Благодаря таланту и преданности своему делу этих специалистов продукция Императорского фарфорового завода продолжает оставаться эталоном безупречного качества и художественного мастерства.

Адрес завода

Санкт-Петербург, пр-т Обуховской обороны, д.151