Бронислав Дмитриевич Быструшкин

Советский художник-скульптор по фарфору, член Лениградской организации Союза художников РСФСР

Бронислав Дмитриевич Быструшкин родился в Ленинграде. С самого раннего детства начал проявлять способности к рисованию. В 1933 году, в возрасте 6 лет, мама привела его в Ленинградский дом художественного воспитания детей (ЛДХВД), в ИЗО-кружок под руководством Константина Александровича Кордобовского. В 1937 он поступил в изостудию Дворца пионеров, в класс Кордобовского. Выдающийся педагог, художник-график, искусствовед Константин Александрович Кордобовский стал не только его первым учителем рисования, он стал его наставником и другом на долгие годы жизни. Учился Быструшкин в школе с 1934 по 1941 гг. Война на время прервала учёбу в школе. В блокаду жил в Ленинграде. В феврале 1942 г., 15-летним подростком, был эвакуирован из блокадного Ленинграда по ледовой Дороге жизни. Во время переправы через Ладожское озеро получил ранение в ногу. Был эвакуирован в Омск, где прожил 2 года в приёмной семье. В 1944 году переехал в Барнаул учиться в сельскохоз-техникуме. В 1945 г. получил вызов матери, оставшейся в Ленинграде и вернулся в Ленинград. В 1945 году поступил на работу в художественную лабораторию учеником-живописцем при фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова (ЛФЗ). В 1946 году ушёл с ЛФЗ учиться в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (ЛВХПУ) на факультет архитектурно-художественной керамики. В 1954 году окончил учёбу и получил специальность художника по декоративно-прикладному искусству.

Дипломная работа - парадный столовый сервиз (примерно 25 предметов) и скульптурная композиция на тему сказки «Садко» (4 предмета — Садко, Любава, Морская царевна и Морской царь).

В 1954 году после окончания ЛВХПУ им. В. И. Мухиной поступил на работу в Художественную лабораторию ленинградского Фарфорового завода им. М. В. Ломоносова (ЛФЗ) в должности художника.

Первая работа Б. Д. Быструшкина на ЛФЗ— Графин для вина «Виноград в корзинке» (1954 г.), выпускается заводом на протяжении многих лет до настоящего времени.

Для творчества периода 50-х годов характерны выразительность, живость, стремление к предельной конкретизации сюжетов. Наиболее распространенными сюжетами были жанровые сцены, анималистические скульптуры, персонажи сказок и былин. Примерами тонкого понимания пластики фарфора, конструктивных и технологических особенностей материала стали такие работы как: Скульптурная композиция на тему былины «Садко» (дипломная работа 1954 г.), Скульптура «Людмила, отвергающая дары Черномора» (1956 г.), Скульптура «Шамаханская царевна» (1958 г.), Скульптура «Голуби» (1958 г.), Скульптура «Ласточки» (1959 г.).

Хрущёвская «оттепель» конца 50-х начала 60-х годов повлияла на все жанры искусства. «Красота в простом!» стало лозунгом. Новые тенденции отчётливо проявились в знаменитой выставке «Искусство в быт», прошедшей в Манеже, в Москве в 1961 году. На этой выставке художнику Б. Д. Быструшкину был присвоен Диплом II степени за чайный сервиз «Луковка».

В поисках новизны форм, художник остаётся верен своей любимой теме — народные мотивы, сказки и былины. В работах сочетаются романтизм темы и требования «сурового стиля», функциональность и современность облика: Сервиз чайно-кофейный «Псковитянка» (1965 г.), Бутылка для вина «Девица с вёдрами» (1966 г.) (в массовом производстве по сегодняшний день), Ликёрные бутылки «Руслан и Людмила» (1966 г.), Сервиз «Терем-терем-городок» (1967 г.), Сервиз чайный «Праздник русской зимы» (1967 г.) — (Музей истории Санкт-Петербурга), Чайный сервиз «Славянский» (1968 г.), Сервиз кофейный «Русский» (1969 г.), Подарочный комплект «Василиса Прекрасная» и «Иван-Царевич» (1970 г.), Сервиз «Самоварчик» (1973 г.).

Ещё одним любимым материалом художника всю жизнь был фаянс. В декоративной керамике Б. Д. Быструшкина проявился не только творческий профессионализм художника-прикладника, но и мастерское владение технологией этого непростого материала. В его произведениях сочетаются лаконизм, геометричность форм и многообразие живописных композиций, сохраняющих неповторимый след руки художника. Работы отличает богатство и жизнеутверждающая яркость красок. Созданные уникальные предметы из фаянса становятся не просто предметами быта, а дают человеку живую, одухотворённую вещь, внося в стандартную обстановку неповторимую ноту.

В последнем периоде творчества, во второй половине 70-х годов, ярко соединились индивидуальный авторский стиль, талант скульптора и мастерство керамиста, которое художник накопил за годы работы. Это огромная серия сувенирных изделий, темой для которых стал его родной город Ленинград. Это сувенирные кубки к Олимпиаде-80, сувенирные штофы, вазы и плакетки о Москве. И, конечно, его последняя (не оконченная) работа — Салют победам Российским. Классическое сочетание белого и голубого фарфора придаёт графичность тонко исполненным барельефам. А самим произведениям — парадность и лёкость.

Работы Бронислава Дмитриевича Быструшкина находятся в фондах Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного музея истории Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург), Елагиноостровского дворца-музея (Санкт-Петербург), в частных собраниях.

Места работы

  • 1 августа 1954 года — 3 мая 1957 года — Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова;
  • 8 мая 1957 года — 1 января 1963 года — Завод «Красный фарфорист» (г. Чудово);
  • 18 января 1963 года — 19 ноября 1977 года — Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова

Произведения

До 1960 года

  • 1950-е годы — Светильник «Рыбка»
  • 1954 год — Графин для вина «Виноград в корзинке», находится в фонде Елагиноостровского дворца-музея
  • 1955 год — Медали юбилейные «Ленинграду 250 лет», «Москва — 800 лет»
  • 1956 год — Скульптура «Людмила, отвергающая дары Черноморца»
  • 1956 год — Медаль «Спартакиада 1956»
  • 1957 год — Сувенирные шкатулки «Глобус» и «Кораблик»
  • 1957 год — Парные скульптуры «Танцующие матрешки»
  • 1957 год — Напольная ваза в честь запуска первого искусственного спутника Земли
  • 1958 год — Сервиз чайный «Дольчатый». Роспись подглазурная «Рыбы»
  • 1958 год — Скульптура «Шамаханская царица»
  • 1958 год — Скульптура «Голуби»
  • 1959 год — Настенная скульптура «Ласточки»
  • 1959 год — Ликёрный прибор «Клуша». Выставка «Советская Россия»
  • 1960 год - Сервиз чайный «Луковка» начал в 1959 году

После 1960 года

  • 1960 г. — Сервиз чайный «Луковка». Фарфор. На выставке "Искусство в быт" в 1961 году получил диплом Второй степени
  • 1961 г. — Сервиз чайно-кофейный «Простой» роспись «Белые ночи». Республиканская выставка декоративно-прикладного искусства, Ленинград, 1963 год
  • 1963 г. — Сервиз чайный «Волховский». Фарфор. Зональная выставка «Ленинград»
  • 1964 год. Вторая выставка «Советская Россия», 1965 год
  • 1963 г. — Ваза строчная. Фарфор. Зональная выставка «Ленинград», 1964 год
  • 1964 г. — «Кухонный комплект». Фарфор
  • 1964 г. — Чайный сервиз «Дачный». Фаянс. Весенняя выставка ленинградских художников 1965 год
  • 1964 г. — Пепельница «Рыбка». Керамика. Сланцы
  • 1964 г. — Прибор для специй. Фаянс
  • 1964 г. — Кувшин для молока на 1 литр. Фарфор
  • 1965 г. — Сервиз чайно-кофейный «Псковитянка». Сланцы
  • 1965 г. — Сервиз «Вечерний». Керамика. Коричневая полива с красными крышками. Осенняя выставка ленинградских художников 1965 год
  • 1965 г. — Кухонная посуда. Керамика в светлых тонах. Сланцы
  • 1965 г. — Кашпо «Карельские». Малое, среднее, большое. С рельефным рисунком. Керамика. Сланцы
  • 1966 г. — Чайный сервиз «Дачный-Сланец». Керамика. В коричневой поливе. Красно-кирпичный с кобальтовым ангобом - фризовый рисунок. Зелёный с кобальтовым ангобом и с рельефом в зелёной поливе. Осенняя выставка ленинградских художников 1966 год
  • 1966 г. — Ликёрные бутылки «Руслан и Людмила». Керамика. Сланцы. Фарфор - роспись селеном
  • 1966 г. — Бутылка для вина «Девица с вёдрами». Фарфор. Осенняя выставка ленинградских художников 1966 год
  • 1966 г. — Пепельница круглая выполнена в разных поливах. Керамика. Сланцы
  • 1966 г. — Кружка для молока. Керамика. Сланцы
  • 1966 г. — Ликёрники по 150 грамм: «Круглый» и «Грузинский». Керамика. Сланцы
  • 1967 г. — Кофейный сервиз «Сланец-Дачный». Керамика. Сделан в Риге. В зелёной поливе. Принят в комбинат 1967 г. — Сервиз «Терем-терем-городок»
  • 1967 г. — Сервиз чайный «Праздник русской зимы», находится в фонде государственного Музея истории Санкт-Петербурга
  • 1967 г. — Ваза «Огни строек». Фарфор. Подглазурная роспись
  • 1967 г. — Юбилейная медаль к 50-летию Октябрьской революции «Слава Октябрю — 1917-1967»
  • 1967 г. — Сервиз «Первомайский». Ленинградский фарфоровый завод «Пролетарий»
  • 1968 г. — Чайный сервиз «Славянский». Керамика. Сланцы. Входят Вазочка и Подсвечник
  • 1968 г. — Тройной подсвечник. Керамика. Сланцы
  • 1968—1969 гг. — Сервиз чайно-кофейный «Столица Праздничная» на форме «Ярославна». Фарфор
  • 1969 г. — Сервиз кофейный «Русский». Керамика. Сланцы. Проба в фарфоре с росписью «Маски» и «Ковровый»
  • 1970 г. — Кашпо для цветов с рельефом. Керамика. Сланцы. 10 моделей
  • 1970 г. — Чашки высокая и низкая. Форма «Рельефная»
  • 1970 г. — Подарочный комплект гладкий и рельефный «Василиса Прекрасная» и «Иван Царевич» со стопками
  • 1970 г. — Штоф для вина «Ленинград»
  • 1971 г. — 25 октября Художественный совет Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова утвердил на «Отлично» форму и поливы сервиза «Чайный» (экспериментальная работа). Керамика. Сланцы
  • 1972 г. — Сосуд "Птица" в разных поливах и росписи.
  • 1973 г. — Сервиз «Самоварчик». Керамика. Сланцы. Проба в фарфоре
  • 1973 г. — Штофы для вина «Виноград», «Александр Невский», «Барокко»
  • 1973 г. — 18 июня Художественным советом фарфорового завода им. М. В. Ломоносова принята форма чашки с блюдцем «Рельефная»
  • 1974 г. — 29 октября Художественный совет фарфорового завода им. М. В. Ломоносова утвердил следующие сервизы с отличной оценкой: «Нарва», «Вечер» в коричневой поливе, «Букет», «Плетёнка», «Горошек», «Песчаный берег» в зелёной поливе. Керамика. Сланцы
  • 1974-75 гг. — Штофы сувенирные «Юрий Долгорукий», «Царь-пушка»
  • 1975 г. — Ваза «Память» (к 30-летию победы в Великой Отечественной Войне)
  • 1975 г. — Плакетки: «Ленинград», «Дворцовая площадь», «Банковский мостик», «Ростральная колонна», «Медный всадник», «Юрий Долгорукий», «Исаакиевский собор», «Адмиралтейство»
  • 1975 г. — Сувенирные вазы «Банковский мостик» (Ленинград), «Никольская башня» (Москва), «Дворцовая площадь»
  • 1975 г. — Штофы сувенирные «Дворцовая площадь», «Банковский мостик», «На здоровье», «Медный всадник», «Будьте здоровы»
  • 1975 г. — Сервиз «Рельефный» для формовки
  • 1976 г. — Ваза кубковой формы с рельефом изображением «Банковский мостик»
  • 1976 г. — Серия кружек, пять штук (формы и росписи для шелкографии - подглазурный кобальт)
  • 1976 г. — Плакетки для цеха костяного фарфора: «Дворцовая площадь», «Юрий Долгорукий», «Банковский мостик», «Ростральная колонна», «Пётр Первый», «Адмиралтейство», «Исаакиевский собор», «Летний сад», «Смольный»
  • 1977 г. — Кубки сувенирные с эмблемой олимпиады для Олимпиады-80: «Волейбол», «Борьба», «Баскетбол», «Москва»
  • 1977 г. — Серия рельефных плакеток «Салют победам Российским» из пяти плакеток: «Кремлевский салют», «Ледовое побоище — 1242 г.», «Гангутское сражение — 1714 г.», «1917 г.», «Битва на Курской Дуге. 1943 г.» (не окончена)

Даты жизни:  31 августа 1926 года, Ленинград — 19 ноября 1977 года, Ленинград
Место работы:  Грузинская фарфорово-фаянсовая фабрика "Красный фарфорист"
Полное ФИО:  Бронислав Дмитриевич Быструшкин

Делал следующие фигурки:

Фотогалерея:

Возврат к списку