Исидор Григорьевич Фрих-Хар
Фрих-Хар Исидор Григорьевич - скульптор-художник, фарфорист. Родился в Кутаиси 5 (17) апреля 1894 в семье мелкого предпринимателя. Мобилизованный в годы Первой мировой войны, был ранен под Брестом и отправлен на лечение в Самару. В 1918–1921 воевал на стороне красных на Волжском и Туркестанском фронтах. Сформировался как художник самостоятельно; уже в 1918, в Самаре, лепил глиняные фигурки. С 1921 жил под Москвой, в Томилино, затем в Москве.
Основатель и руководитель художественной лаборатории Фаянсового завода имени М.И.Калинина в Конаково (1934). Его ранние вещи рождались как вольные импровизации для друзей: «Поэт пустыни» (Узбек) (дерево, медь и другие материалы, 1921–1923, Третьяковская галерея).
Делая карьеру, исполнил немало достаточно скучных официозных вещей («Портрет С.Катаямы», одного из основоположников компартии Японии, дерево, 1925, Музей революции, Москва; «Отличница Галя», мрамор, 1949, Третьяковская галерея; «Е.Пугачёв на допросе», мрамор, 1954, Исторический музей, Москва; и др.).
Однако подлинный авторитет завоевал как мастер декоративной скульптуры, яркой и красочной, по-своему фольклёрной, представляющей как бы лукавую изнанку соцреализма («Я не мог позволить себе роскоши стать серьёзным художником», – заявил мастер к концу жизни). Органичней всего это нарочито «наивное» ар-деко воплотилось в керамической пластике, которой Фрих-Хар увлёкся с конца 1920-х годов.
Его произведения пользовались большой популярностью на выставках и хорошо расходились в тиражных копиях. Среди характерных образцов такого рода творчества (в фарфоре или фаянсе) – «антологические» для этой эпохи Птичница (1934), Грузинский шашлычник (1934; в нём почему-то видели аллегорический образ И.В.Сталина), многочисленные «голуби» (1937–1938), Карандаш (артист М.Н.Румянцев) (1945), Гармонист (1947)- большинство этих вещей представлено в Музее керамики при усадьбе Кусково.
Создал немало моделей для посуды, а также крупных объектов для украшения интерьеров (майоликовый фонтан Источник в бывшем Дворце культуры и науки в Варшаве, 1955). Обращался к различным материалам. Под впечатлением сенсационной выставки чешского стекла (1958) активно занялся в 1960-е годы и художественным стеклом, сотрудничая с заводом в Гусь-Хрустальном. Оставил живую и остроумную Повесть о жизни и творчестве (опубликованную в каталоге выставки 1994). Умер Фрих-Хар в Москве.
По рекомендации В. В. Куйбышева, И.Г. Фрих-Хар привёз на фабрику группу известных художников и скульпторов, которые начали творческий поиск путей замены старых моделей, и создавать систему новых изделий и рисунков для массового производства. В состав этой группы входили такие известные художники как В.А. Фаворский, С.Д. Лебедева, М.П. Холодная, И.М. Чайков, И.Л. Слоним, Г.И. Кепинов, А.Е. Зеленский и Ф.А. Бесперстова, П.М. Кожин, И.С. Ефимов. Большинство художников продолжало работать над скульптурой, но одновременно делали и сервизы, кружки, настенные декоративные тарелки, кувшины и другие изделия хозяйственного обихода.
Благодаря их творчеству Конаковский фаянс получил мировое признание на Всемирной Парижской выставке «Искусство и техника в современной жизни» в 1937 году, где предприятие было удостоено высшей награды Диплома «Гран-При». На выставке приняли участие 47 стран. Всего советский павильон собрал тогда 270 наград.
А сейчас хотелось бы обратить внимание на творческую жизнь ещё нескольких выдающихся мастеров-фарфористов, благодаря которым, как было сказано выше, изделия Конаковской фабрики получили признание во всём мире.
Место работы: Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина
Полное ФИО: Исидор Григорьевич Фрих-Хар