Людмила Павловна Азарова

По окончании МИПИДИ Людмила Павловна Азарова приняла для себя решение заняться Гжельским керамическим промыслом. Хорошая художественная база и желание творить связало ее с гжелью на долгие 25 лет. Начало этой большой работы было положено сразу после того, как Людмила Павловна приехала в город Гжель. Она начинала не с нуля, ей не пришлось возрождать гжельское искусство, так как все основные направления и развитие гжельской керамике получили поддержку достаточно крупным коллективом художников ещё в 1944 году. Более опытные коллеги молодой художницы смогли не только возродить древнерусское искусство росписи, но и создавали новые изделия, с успехом применяя наиболее хорошие достижения из прошлого.

С самого начала своей работы молодой художнице пришлось столкнуться с целым рядом сложностей. На свои работы (выполняемые исключительно для гжельного производства) она тратила очень много времени и сил, при этом её изделиям очень не хватало пластической выразительности и органичности. Даже такие, казалось бы, выигрышные и пробуждающие фантазию темы, как сказки (“Аленушка”, “Иванушка и Царевна-лягушка” и так далее) не несли в себе свойственных для её более поздних работ гармоничности, красоты и выраженности образов. Все статуэтки были скромны и просты, без изящества и глубокой идеи, и изготавливались конкретно-детализовано. Однако, через некоторое время художница серьезно увлеклась народным искусством, этот интерес в конечном счете оказал на её творчество существенное влияние. Именно изучение народного искусства, в конечном счете, позволило Людмиле Павловне Азаровой сформировать свой стиль и индивидуальность. Этот уникальный почерк позволил ей в дальнейшем создавать изделия яркого и выразительного характера даже при использовании самых прозаических и бытовых тем.

Через некоторое время, уже в середине 50-ых в её творчестве прослеживается стремление адаптировать свой индивидуальный стиль под декорирование Гжели прошлых веков. Людмила Павловна создает квасники на ножках, которые по своей структуре и схематически очень похожи на изделия 18-19 веков. Однако, индивидуальный стиль позволил Азаровой не просто создать похожую реплику, а изготовить изделие, которое полностью перефразировало образ квасника. В этот же период, художница экспериментирует с реальными и фантастическими образами, ярким примером такого творчества является скульптура “Лань”.

С наступлением 60-ых стиль Людмилы Павловны снова трансформируется, теперь в её изделиях все больше заметно стремление к лаконичности и простоте форм, характерное именно для этого периода. Наиболее яркими примерами этого периода являются простые и изящные фигурки петуха, курицы или белки. Именно в этот период завершилось формирование художницы как творческой личности, она стала зрелым и опытным художником с собственным стилем, широким диапазоном и определившейся с выбором декоративного направления. Именно по этой причине в работах Азаровой этого периода чувствуется живая сила, образы убедительны, а пластика ярко выражена.

Последующее десятилетие с 1960-70 гг. в произведениях скульптора все больше отражали лирические ноты, например, Азарова раскрывает в своих работах тему материнства и создает такие известные работы, как: “Вечерняя сказка”, “Пусть всегда будет солнце” и так далее. Она буквально проникает в крохотный мир матери и ребенка, раскрывая при этом всю красоту материнского чувства и их близость. В этот же период художница обращается к тематике человека труда и создает серию: “Доярка”, “Свинарка”, “Птичница” и так далее.

Стоит особо отметить, что малые формы в творчестве Людмилы Павловны занимают значительное место, но и на бытовые изделия художница тратила много времени. Среди них такие работы, как: квасники и масляники, кружки и штофы, подсвечники и так далее. Кроме уникальных и оригинальных изделий художница создавала большое количество скульптур и предметов, предназначенных для рядовых потребителей. Сегодня изделия Азаровой хранятся в большом количестве музеев, особенно много их в Москве. За свою роботу и творчество в 1978 года Людмила Павловна получила премию РСФСР им. И. Репина. Считается, что именно Азарова создала гжель в её нынешнем виде.


Даты жизни:  1919 - 2010
Место работы: 
Полное ФИО:  Людмила Павловна Азарова

Делал следующие фигурки:

Возврат к списку