Наталья Ивановна Бессара́бова

Наталья Ивановна Бессарабова была рождена в городе Воронеже в 1895 году 19 (31) октября. В возрасте 24 лет она поступила в воронежский ВХУТЕМАСЕ, который успешно закончила в 1922 году. Её учителями были такие известные скульпторы как Н.А. Кондрашин и С.В. Сырейщиков. Проходя обучение в университете, Наталья параллельно активно трудилась за кулисами Воронежского драмтеатра. По окончании учёбы она уехала в столицу, повышала свою квалификацию (прослушала солидный курс лекций профессора В.А. Фаворского).

После этого Наталья опять приехала в Воронеж, подала документы на восстановление в ВХПТ и параллельно устроилась работать на новое место, в газетное издание “Воронежская коммуна”.

В период с 1924 по 1927 гг. успела поработать в различных местах: выполняла живописные работы для воронежского цирка, работала над целым рядом картин непосредственно связанных с революционными событиями 1905 года в Воронежской губернии. Кроме того, она создала несколько работ по тематике событий октября 1917-го и Гражданской войне. Начиная с 1930 года, она начала трудовую деятельность на Люберецком заводе сельхозмашиностроения им. Ухтомского. На предприятии она поначалу была рядовым художником, однако через несколько лет, с повышением своего профессионально уровня, она приняла решение поменять место работы. Совмещая свою деятельность на заводе, она совершает творческие путешествия, в которых также много работает. Например, пишет портреты рабочих Верхне-Исетского завода, артистов балета Луначарского и так далее.

С наступлением 1937 г. её назначают на должность главного художника в театре ЦПКиО им. Горького «Остров танца». Здесь занимается дизайном костюмов для представлений, а в редкие свободные минуты, много времени уделяет мелкой пластике. Часто лепит образы известных театральных личностей, малоформатные сюжеты и даже выполняет достаточно сложные работы с большим количеством фигур. Здесь она работает вплоть до 1941 года (начала Великой Отечественной войны). Перед непосредственным началом Отечественной войны она уезжает в город Казань, где участвует в мероприятиях посвящённых татарскому искусству (делает эскизы к опере “Алтынчеч” и балету” Шурале”). Начало войны прерывает её творческие эксперименты.

Основных творческих успехов художница добивается с наступлением 1943 г. Именно в этом году её приглашают работать художником в лабораторию (НИИХП) РОСПРОМСОВЕТА в столицу советской России. Здесь она знакомиться с народными промыслами, работает с молодыми искусствоведами и изучает основные составляющие старых народных промыслов. Кроме того, она участвует в создании методичек, организует выставки, занимается пропагандой народного искусства. А начиная с 1945 года, она начинает активно возрождать древнее гжельское искусство (работает на Турыгинском заводе в городе Гжель).

Это относительно молодое поколение творцов возрождало народные промыслы фактически с нуля. На момент прихода Натальи Ивановны в лаборатории не было практически ничего, в углу стоял “одинокий” гончарный круг, а горн уже давно не разжигали. Практически в то же (с появлением Натальей Ивановны) в НИИХП в лабораторию в качестве консультанта был приглашён А.Б. Салтыков (1900—1959). На тот момент он являлся управляющим факультета керамики ГИМ. Не без его участия Н. И. Бессарабовой удалось решить важнейшую проблему, положить начало возрождения гжельской и скопинской керамики. Опираясь на базу исследований обычаев данных промыслов, использую примеры старых статуй из фарфора, майолики и терракоты, им удалось практически полностью восстановить казалось бы утерянные практики. Основой для новых работ стали первоначальные изделия из керамики, в них использовалась многоцветная роспись с применением солей металлов, эти работы создавались непосредственно самой Бессарабовой ещё в 1944 г. Для разработки концепции в НИИХП взяли достаточно оригинальную тематику — “Танцы народов СССР”, эту идею Наталья Ивановна подумала ещё до начала ВОВ. Ею были созданы три образа: статуя «Русский танец», карандашница «Молдавский танец» и «Хоровод—русская пляска».

В 1950-х годах она полностью сосредотачивается на мелкой пластике, по большей части анималистического смысла, например, работа «Козлик с гусем» (1945). В этой звериной тематике у Н. Бессарабовой отсутствуют примитивно-изящные формы. Любое отображение осуществляется по-новому, работы полностью отображают нравы и привычки животных. Позы фигурок естественны и незаурядны, звери как будто находятся непосредственно в своей среде. В отдельных своих работах Н. Бессарабова отчётливо и точно прорабатывает структуру, например, в статуе «Птица» (1952). Тут скульпторша детально отображает голову, оперение крыльев и хвоста. Мелкие, но значимые детали этой работы ещё больше сближают её с работами страх мастеров. Аналогичная пластичная структура присуща и иным её работам, статуям: «Цыплёнок», «Утёнок» и «Лайка», «Белочка, грызущая орех» (изготовлены в 1951 году). Все без исключения фигуры имеют ножку с подножием, на ней просматриваются всевозможные элементы ландшафта, характерные для той среды, в которой обитало животное. Малая скульптура этой художницы стала не просто запоминающимся, а действительно серьёзным событием в гжельском искусстве 50-х. Возрождение классических приёмов в формировании конфигураций посуды, как и восстановление письма гжелью началось в 1945 г., сразу по окончании ВОВ. Профессионалы назвали это время «изучением прежней Гжели». Этот период непосредственно связан с именем великолепной художницы Натальи Бессарабовой и крупного исследователя, специалиста керамики А.Б. Салтыкова. В их работе применялось все разнообразие вариантов украшений, придуманных предыдущими поколениями. Они использовали элементы декорации нынешнего гжельского фарфора, например, применяли технику подглазурной росписи кобальтом, как самую лёгкую в применении.

Наталья Бессарабова раскрыла тайны гжельской росписи, кроме того она обучила различным приёмам огромное количество специалистов. Влюблённая в своё дело, она продемонстрировала незаурядные навыки, и смогла научить студентов казалось бы давно утраченным приёмам: «сплошному мазку» и «мазкам с тенями». Созданные Н.И. Бессарабова изделия, являются прообразами современной гжели, именно в них просматривается нынешний стиль. Созданные ею фигуры просты, ёмки и округлы. Чайники, корпуса которых выполнены в варианте толстого диска, стоят они исключительно на 4-ёх ножках. В её работах применяются исключительно традиционные техники, каждое изделие представляет собой сгусток классических и незаурядных мотивов, именно поэтому её работы так близки к исконно русским.

В 1978 г. Наталья Ивановна Бессарабова совместно с ещё несколькими мастерами по гжели за создание глиняных продуктов с высокой художественной ценностью в ПО «Гжель» Московской области награждены Общегосударственной премией им. Репина.

Её работы можно увидеть во множестве музеев: В Государственном Российском музее, в Государственном музее керамики и «Поместье Кусково XVIII столетия», в Всероссийском музее живописно-практического и общенародного художества и так далее.


Даты жизни:  1895 - 1981
Место работы: 
Полное ФИО:  Наталья Ивановна Бессара́бова

Делал следующие фигурки:

Возврат к списку