История отечественной фарфоровой скульптуры

История отечественной фарфоровой скульптуры
20 Декабря 2014

После того как ученый Виноградов открыл технологию производства фарфора, в России начали появляться очаровательные фарфоровые фигурки, или как их тогда назвали, куклы. Произошло это приблизительно в середине 18 в.

Сначала дефицит мастеров, умеющих работать с фарфором, ощущался достаточно сильно. Ситуация изменилась, после того как на Невскую порцелиновую мануфактуру (в разные периоды она носила название Императорского фарфорового завода, Государственного фарфорового завода им. Ломоносова, ЛФЗ) пришел настоящий виртуоз своего дела - французский специалист и профессор Петербургской академии художеств Жан Доминик Рашет (1779 год, по приглашению Генерал-прокурора князя А.А. Вяземского). Пик его творческой деятельности совпал с периодом расцвета раннего классицизма, повышенного интереса к античному искусству.

Отражение духа патриотизма в скульптуре

Рашет стал во главе модельмейстерской палаты предприятия. В 1780-х гг. под его началом завод выпустил серию скульптурок, получившую название «Народы России». Серия включала в себя порядка 100 скульптур. В дальнейшем она расширилась еще одной серией - «Петербургские ремесленники и уличные торговцы».

Интерес к народным мотивам в искусстве возрос благодаря победе над войсками Наполеона. На этой волне появились парные статуэтки из фарфора - «Девушка с коромыслом - Водоноска» и «Парень-водонос» (автор - С.С. Пименов).

В 1818 г. завод Гарднера приступил к изготовлению фарфоровых скульптурок простых обывателей - торговцев, ремесленников и прочих представителей народных профессий. На создание этих изделий авторов вдохновили гравюры, выполненные по рисункам художника К. Зеленцова, взятые из журнала «Волшебный фонарь». Спрос на данные фигурки был чрезвычайно высок, и другие фарфоровые предприятия тут же подхватили идею. В этом плане у специалистов Императорского завода руки были связаны: они ориентировались на заказы царского двора и были ограничены в проявлении фантазии.

Большой популярностью среди простого населения пользовались скульптуры завода А. Попова, изображавшие путников, пастухов, косарей и т.д.

А в период царствования Николая II была выпущена новая серия фигур «Народы России» по моделям П. Каменского. Целью данной серии было укрепить национальный дух и пробудить в населении патриотические настроения. Фигурки получились не только очень красивые, но и реалистичные.

Фарфоровые франты и модницы

В период расцвета рококо, в 40-50 гг. 19 в, мастер ИФЗ А.К. Шпис создал очаровательные фарфоровые фигурки дам и кавалеров, разодетых в костюмы прошлого века и в образах героев античной эпохи.

Завод А. Попова также начал выпуск изделий аналогичной тематики.

Образцами для их создания служили литографии французских модных журналов или изделия иностранных фарфоровых предприятий. У представителей русской знати данные фигурки пользовались огромной популярностью.

Но, безусловно, одним из самых ярких образцов фарфоровых скульптур на данную тему можно считать творения К. Сомова, члена объединения «Мир искусства». Они появились на свет в начале 20 в, в период рассвета русского модерна. Наиболее известными скульптурами являются «Дама с маской», «Влюбленные».

Идеологически выдержанный фарфор

Советская власть использовала любые методы идеологической обработки населения - в том числе и фарфоровое производство. Так, в 1918 г. Императорский завод был национализирован и переименован в «Государственный фарфоровый завод». Теперь его главным заказчиком стал Народный комиссариат просвещения.

Новая власть поставила перед собой цель превратить крупнейший фарфоровый завод страны в «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения». Его продукция должна была стать мощным агитационным инструментом.

В итоге на свет стали появляться такие работы, как «Красногвардеец» В.В. Кузнецова, «Матрос со знаменем» и «Партизан в походе» Н.Я. Данько и другие аналогичные произведения.

Ранний послереволюционный этап развития фарфорового производства является одним из самых необычных периодов истории искусств, в котором дух эпохи читается как по нотам - так считает большинство экспертов и искусствоведов.

Однако нашлось в советском идейном фарфоре место и просто красивым скульптурам, не несущим в себе никакой агитационной нагрузки.

В историю русского фарфорового производства вписали свои имена не только такие мастера, как Сомов, Чехонин, Лансере, но и известные художники начала 20 в - В. Кандинский, М. Добужинский, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, К. Малевич. Некоторые из них в скульптуре отражали классические образы представителей своей эпохи. Другие стали основоположниками стиля супрематизма в росписи посуды. А кто-то внедрял в декоративно-прикладное искусство новые технологии и методы.