Будянский фаянсовый завод "Серп и молот"

Будянский фаянсовый завод "Серп и молот" вошел в историю как предприятие, выпускающее керамические изделия высочайшего качества. На протяжении долгого времени он был основным производственным объектом поселка Буды Харьковской области и играл огромную роль в жизни его обитателей.

Прежние названия завода

  • 1887 г. - Ново-Харьковская фабрика М. С. Кузнецова в селе Буды (Товарищество М.С. Кузнецова (1887 - 1917))
  • Будянский фаянсовый завод "Серп и молот" (1922 - 1990)
  • АОЗТ "Будянский фаянс" ( 1990 - 2006)
  • ООО "Будянский фаянс»" (2006 - 2009)

Истрия завода

Официально годом основания завода считается 1887-й, хотя по факту предприятие начало свою деятельность гораздо раньше.

Основателем фабрики является Матвей Сидорович Кузнецов - правнук Якова Кузнецова, который вошел в историю как отец фарфорового производства Гжели. Сначала под руководством Матвея Сидоровича была организована фаянсовая фабрика в селе Байрак. Однако в 1870 г. неподалеку от села Буды была проложена железнодорожная ветка, соединившая Мерефа и Люботин. Поэтому коммерсант посчитал более целесообразным перенести свое производство сюда. А для его размещения он приобрел помещения, которые раньше принадлежали помещику Т.Г. Котрялу и использовались для винокурни. Поэтому фактически предприятие, действовавшее изначально под названием Ново-Харьковская фабрика М. С. Кузнецова в селе Буды, было образовано в 1883 г. Первую же продукцию Будянский фаянсовый завод выпустил в 1887 году, поэтому именно он считается годом рождения предприятия.

Будянский фаянсовый завод стал четверным по счету предприятием в «Товариществе производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», объединивших со временем крупнейшие заводы России.

Изначально на предприятии изготавливались изделия из полуфаянса. В 1892 освоили технологию изготовления из фаянса, а затем уже начали производить и фарфоровые изделия.

Сначала при производстве за основу брались зарубежные образцы фарфоровых изделий - полностью повторялась как форма, так и художественное оформление. Однако чем шире становился рынок сбыта продукции, тем более креативно мастера стали подходить к их декору. Так, в связи с тем, что среди покупателей появилось сельское население, начали пробовать оформление с использованием фольклорных мотивов - роспись цветами, букетами, орнаментами, которые были близки к народным рисункам. Именно Кузнецов впервые апробировал технологию штампованного рисунка, наносимого с помощью трафарета и скорректированного ручной росписью. Благодаря используемым на предприятии художественным приемам его продукция быстро приобрела особый колорит и стала узнаваемой.

Так, в 1895 г. объемы производства на предприятии достигали 1000 наименований на общую сумму 500 тыс. в год. На фабрике трудилось свыше 2 тыс. рабочих.

Более того, промышленник на собственные средства выстроил в поселке школу для рабочих и их детей, баню, больницу, училище, организовал общежитие и даже провел сюда телефонную линию - в общем, всеми способами развивал инфраструктуру. А еще в 1897 г. при фабрике была открыта библиотека, которая славилась на всю губернию.

Кузнецов был новатором по натуре, поэтому непрерывно занимался совершенствованием и развитием технологических процессов. Так, например, когда в 1910 году на французском производстве «Фор» появились автоматы для производства толстостенных фарфоровых чашек, Кузнецов немедленно приобрел аналогичное оборудование и для своего предприятия в Будах.

С приходом советской власти завод, как и многие другие крупнейшие предприятия, был национализирован, а в 1922 г. присоединен к Всеукраинскому тресту «Укрфарфорфаянсстекло». Чуть позднее завод был переименован в «Серп и молот».

В годы Великой Отечественной войны предприятие было практически полностью разрушено. Его восстановление завершилось к 1953 г. После этого завод еще долго продолжал свою деятельность и выпускал первоклассные изделия, несмотря на многочисленные финансовые трудности.

В 60-х годах продукцию завода украшал петух. А на изделиях, производящихся для экспорта, петух дополнялся надписью «Made in USSR». С 1991 г. эта надпись была заменена на «Made in Ukraine».

В 2000 г. на Будянском фарфоровом заводе выпускалось порядка 20 млн. товарных единиц. При этом на предприятии постоянно применялись самые разные технологии - и глубокая печать, и живопись, и деколь, и ангоб, и шелкография. Заводу посчастливилось видеть в рядах своих лучших мастеров членов Национального Союза художников Украины - в общей сложности 18 человек.

Тем не менее, 2 ноября 2006 г. завод был официально объявлен банкротом и прекратил свою деятельность после почти 120 лет существования.

В настоящее время здание завода почти что разрушено. Не дошли до современников, к величайшему сожалению, и уникальные обжиговые печи предприятия. Также утрачены лучшие традиции и технологии, которыми владели специалисты завода.

Тем не менее, инициативная группа, сформированная из жителей поселка Буды, сумела буквально по крупицам собрать небольшую коллекцию образцов будянского фаянса - она выставлена в местном историко-краеведческом музее. Среди них представлены настоящие произведения искусства талантливейших мастеров, в разное время трудившихся на заводе. В их числе Раиса Вакула, Иван Сень, Галина Кломбицкая, Николай Николаев, Юрий Пиманкин, Борис Пянида, Александра Рыбина-Конарева, Галина Чернова - представители старого поколения авторов; а также новая плеяда художников, работавших уже в конце ХХ века — Лариса Антонова, Юрий Пянида, Валентина Родионова, Валентина Сидак.