Керамический факультет ВХУТЕМАС

После революции 1917 г. начался новый этап во всех сферах жизни страны - в том числе и в сфере художественного фарфора. Наркомпрос взял курс на модернизацию художественной школы, в рамках которого во многих городах России появились Свободные государственные художественные мастерские. А в 1920 г. в Москве путем объединения Первых и Вторых мастерских были созданы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В том же году при нем был основан керамический факультет, который сыграл важную роль в истории советского фарфорового производства.

История факультета

Керамический факультет был первым и единственным высшим учебным заведением данного профиля, поэтому его значение в развитии керамического дела в России действительно сложно переоценить. Перед ним стояла глобальная задача: ему предстояло стать кузницей молодых специалистов, которые будут досконально владеть технологией керамического производства и в дальнейшем смогут руководить предприятием. В рамках этой задачи были разработаны учебные программы на 4 курса. Правда, очень скоро продолжительность обучения увеличили до 5 лет. Что характерно, в самом начале упор делался в основном на технические, а не на художественные дисциплины.

Студенты факультета отправлялись на практику на Дулевский фарфоровый завод. К практической части занятий подходили очень серьезно. Студенты активно способствовали созданию керамической школы при предприятии, устраивали дебаты и прения, привлекали сотрудников завода к написанию своих дипломных проектов.

В 1921 г. керамическому факультету доверили заказ на роспись фарфора, который должны были получить в подарок члены III Конгресса Коминтерна. Во главе творческой бригады студентов, которые осуществляли роспись, стоял О. Татевосян. Работа проходила все на том же Дулевском фарфоровом заводе.

Выбирали из 51 рисунка, которые были выдвинуты на конкурс. Три из них были удостоены премии. 12 выбрали для работы. За 40 дней студенты украсили художественной росписью 1750 предметов посуды. Каждый из них был помечен клеймом факультета. Некоторые из изделий, вошедших в эту серию, получили премию на Всероссийском производственном союзе работников искусств.

Одним из самых известных и талантливо выполненных изделий данной серии является тарелка, расписанная О. Татевосяном. Изделие выдержано в оттенках красного, черного и зеленого. Изображения олицетворяют освобождение Востока. Тарелка дополнена надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на арабском. Данное изделие является классическим примером агитационного советского фарфора.

В 1928 г. керамический факультет присоединился к Высшему художественно-техническому институту, а в 1930 г. был закрыт. За 10 лет своего существования он успел выпустить 14 художников-керамистов.