Киевский экспериментальный керамико-художественный завод

Киевский экспериментальный керамико-художественный завод - уникальное в своем роде предприятие. Оно стало первой отечественной организацией по выпуску красок для фарфорово-фаянсовой отрасли. Впрочем, это не единственная заслуга, позволившая вписать завод в историю советского фарфорового производства.

Предыдущие названия завода

  • 1924 г. - мастерская по изготовлению керамических красок
  • 1925 г. - лаборатория по изготовлению керамических красок
  • 1926 г. - Мастерская керамических красок и декалько
  • 30-е гг. - Киевская фабрика красок и декалько
  • 1934 г. - Экспериментальный керамический завод Укрфарфорфаянстреста
  • 1939 г. - Киевский экспериментальный керамико-художественный завод
  • 1993 г. - ОАО “ДЕФФА”

История основания и развития завода

Необходимость в создании подобного предприятия назрела к 20-м годам ХХ в. Именно в это время фарфорово-фаянсовое дело на Украине стало интенсивно восстанавливаться после принесенной Гражданской войной разрухи. Для обеспечения ее нужд требовалась фабрика по производству керамических красок на базе местного сырья. Так в 1924 г. на основании приказа Всеукраинского государственного объединения фарфоровых, фаянсовых и стеклянных заводов и появилась на свет экспериментальная мастерская. Возглавили ее В.В. Варжанский - художник по керамике, и Э.Я. Ерусалимский - инженер-химик. Мастерская была создана как подсобное производство, функционирующее на условиях хозрасчета при Укрфарфорфаянстресте - организации, объединяющей в себе крупнейшие керамические заводы Украины.

Первое штатное расписание мастерской по производству красок предусматривало всего трех сотрудников, а муфельную печь для работы привезли из Барановки.

Первая партия продукции была выпущена мастерской 17 декабря 1924 г. И с тех пор предприятие начало активно развиваться. Производство было оснащено горнами. Открылась дополнительная мастерская по изготовлению деколей. Чуть позднее при лаборатории появилось что-то вроде художественной секции, сотрудники которой должны были наладить роспись керамических изделий для предприятий-членов треста. Также им в обязанность был вменен поиск новых художественных решений и их механизация. К середине 1925 г. на предприятии работало 26 сотрудников. А уже к концу года был заложен фундамент для открытия еще одного подразделения мастерской - по производству декалькомании. Этому поспособствовал приход на завод лаборанта И.Ф. Царькова - выходца из Московских Высших художественно-технических мастерских.

Темпы и уровень развития производства увеличивались с каждым годом. Сотрудники мастерской даже организовали передвижную библиотеку и выступали на предприятиях Треста с лекциями. Если в 1930 г. штатная численность предприятия составляла 31 человек, то к следующему году она увеличилась вдвое. Все это позволило в 1934 г. мастерской приобрести статус экспериментального керамического завода Укрфарфорфаянстреста. Структурно он состоял из следующих подразделений: цех по изготовлению красок, цех по изготовлению деколи, отдел фарфора, центральная и художественная лаборатория. Он стал базой для нового керамического завода, в который постепенно превращался на протяжении последующих 7 лет. В соответствии с проектом, его развитие планировалось по двум векторам - исследовательская и художественная лаборатория. Исследовательское подразделение должно было заниматься разработкой и испытанием новых красок и глазурей, а также оборудования. Задача художественной лаборатории заключалась в совершенствовании декоративной составляющей продукции других керамических заводов.

Этот период памятен работами таких мастеров, как технолог К.Н. Кривич, художник Н.К. Котенко, гравер А.И. Базлов, трафаретчик И. Козлов, художник-скульптор А.Д. Сорокин. Последнему принадлежит первенство в изготовлении скульптуры на заводе - например, вошли в историю такие его работы, как «Ворошиловский стрелок», «Вышивальщица».

В 1939 г. предприятие было переименовано в Киевский экспериментальный керамико-художественный завод.

Великая Отечественная Война и послевоенный период

Во время Великой Отечественной Войны предприятие сильно пострадало. Здание было разрушено, техника и документация сгорели. Но несмотря на это в 1943 г. завод снова приступил к работе. Восстановлением предприятия занимались выжившие после военных действий рабочие. Пришлось сильно снизить стандарты производства: оборудование было самым примитивным, кварц заменили речным песком, отопление осуществлялось дровами. Первая пробная партия продукции послевоенного времени - сервизы, вазы, скульптуры - была выпущена в 1945 г. В названиях этих изделий чувствуется настроения, которые владели в то время умами: «Советский Киев», «Победа», «Цветущая Украина».

Вектор дальнейшего развития завода после войны был выбран не сразу. Сначала предприятие было ориентировано на крупноформатную продукцию - бюсты, стелы, гипсовые и керамические скульптуры и т.д. Параллельно развивалась линия авторского производственного фарфора, который в дальнейшем должен был адаптироваться к массовому производству и внедряться на других предприятиях Треста.

Благодаря тому, что на завод приглашались мастера народного творчества, на базе предприятия возникла Школа народного творчества, положившая начало направлению тонкой керамики. Ярчайшими представителями этой школы были такие мастера, как В.Ф. Клименко-Жукова, Г.И. Павленок-Черниченко, М.К. Тимченко.

Также в послевоенные годы активно развивались и другие творческие направления работы завода. Первое возглавлял А.Д. Сорокин. Он старался уйти от идеологически выдержанного производства и развить у потребителя любовь к изысканной посуде и аксессуарам в стиле «шинуазри». Одновременно Г.Б. Головина творила в стиле «сталинского ампира», создавая ансамбли посуды и украшая вазы портретами исторических личностей - например, Ким Ир Сена. И еще одним направлением развития была скульптура. Оно связано с именами таких мастеров, как С.В. Голембовская, О.П. Рапай, О.Л. Жникруп, В.И. Щербин.

50-60- гг. работы завода ознаменованы творчеством С.М. Сараповой, которой удалось своими сервизам, вазами, чашками, выполненными в духе постмодернизма, прославить завод не только во всем Союзе, но и за рубежом. Ее работы были представлены на Всемирной выставке в Брюсселе, а также на промышленных выставках в Испании, Турции, Франции, Бельгии, Японии, Ю. Америке и многих других странах.

В то же время на заводе активно велась работа по автоматизации ручного труда: внедрялось новое оборудование, устанавливались конвейеры, производство специализировалось. Это позволило заводу достигнуть более высокого уровня, а его творческой лаборатории войти в число лучших в стране.

Сотрудники предприятия в 50-х годах активно перенимали опыт зарубежных коллег и внедряли его в свою работу. Увеличился ассортимент продукции и выросли объемы производства. Пробовались новые технологии - например, фабрикации цветного и тонкостенного фарфора, декорирование изделий драгоценными металлами и кружевом и т.д. Штатная численность к 1958 г. составляла уже 159 человек.

Модернизация большинства предприятий по изготовлению фарфора в 60-х годах обеспечила КЭКХЗ стабильные внутренние заказы. Рисунки деколей, выполняемые на фабрике, отмечались Государственным знаком качества, а фарфоровые изделия уже вполне отвечали мировым стандартам, что позволяло поставлять их в Великобританию, Германию, Испанию. Пришлось расширять производство - предприятие было перевезено в новый производственный комплекс, рассчитанный на 800 человек.

Современный этап в жизни завода

В 1993 г. был начат процесс приватизации предприятия. Завод был переименован в ОАО «ДЕФФА». В 1995 г. завод работал в условиях активного взаимодействия с партнером из Германии. Часть фарфоровой посуды шла туда на экспорт. Продолжала выпускаться скульптура - частично по моделям В.Мусиенко, частично - по старым заготовкам. Также в ассортименте завода были вазы, сувениры, деколь - как для внутренних нужд предприятия, так и для других организаций отрасли. К концу 90-х возобновилось и производство керамических красок, а еще наладился процесс изготовления ликеро-водочной фарфоровой бутылки. Последняя, правда, вытеснила скульптуру, однако к началу 2000-х ее выпуск был возобновлен. Возвращению на завод скульптуры во многом поспособствовали заказы из России.

В последние годы работы предприятия ассортимент был представлен в первую очередь хозяйственной посудой и скульптурой, а также сувенирной продукцией.

На момент закрытия предприятия, к 2006 г., его штатная численность составляла около 280 единиц.

Месторасположение завода

1924 - 1945 гг. - Украина, Киев, ул. Воровского, 22а - 1921-1945.

После окончания войны и до начала 70-х гг. - Киев, ул. Красноармейская, 133–135.

1964 г. - в связи с расширением производства и ростом штатной численности предприятие было вынуждено перебазироваться в новый производственный комплекс, распложенный в промузле ст. Жуляны (Киевская обл., г. Вишневый). В период с 1964 по 1975 гг. количество сотрудников завода выросло с 250 до 954 человек.

  Киевский экспериментальный керамико-художественный завод